Русский язык
Программа по русскому языку для основной школы
составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и
Требований к результатам основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения. В
ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
преемственность с программами начального
общего образования.
Программа является ориентиром для составления
рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного
курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной
составляющей содержания образования.
Русский язык — это родной язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения,
консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской
идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного
языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета
«Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения
в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской
культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к
культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами,
влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения
профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе
коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой
формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях,
развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций
моральных норм.