Литература
Программа по литературе для основной школы
составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и
Требований к результатам основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы
развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,
преемственность с программами для
начального общего образования.
Программа является ориентиром для составления
рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного
курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной
составляющей содержания образования.
В программе
для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности
обучаемых, представленных в программах для начального общего образования.
Однако содержание программ для основной школы имеет особенности, обусловленные,
во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых,
психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Главными целями
изучения предмета «Литература» являются:
ü формирование духовно развитой личности, обладающей
гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским
гражданским сознанием, чувством патриотизма;
ü развитие интеллектуальных и творческих
способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности;
ü постижение учащимися вершинных произведений
отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании
образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства
художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
ü поэтапное, последовательное формирование умений
читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
ü овладение возможными алгоритмами постижения
смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и
суждений по поводу прочитанного;
ü овладение важнейшими общеучебными умениями и
универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать
необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
ü использование опыта общения с произведениями
художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.