Математика
Программа основного общего образования по
математике составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования и Требований к результатам общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, с
учетом преемственности с Программой для начального общего образования. В ней
также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Учебная программа по предмету определяет
инвариантную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями
стандарта, относящимися к результатам образования, является ориентиром для
составления рабочих программ для всех общеобразовательных учреждений,
обеспечивающих получение основного общего
образования. Программа не задает
последовательности изучения материала и распределенИзучение математики в
основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
развитие логического и критического мышления,
культуры речи, способности к умственному эксперименту;
формирование у учащихся интеллектуальной честности
и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих
из обыденного опыта;
воспитание качеств личности, обеспечивающих
социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
формирование качеств мышления, необходимых для
адаптации в современном информационном обществе;
развитие интереса к математическому творчеству и
математических способностей;
2) в метапредметном направлении
формирование представлений о математике как части
общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и
современного общества;
развитие представлений о математике как форме
описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения
первоначального опыта математического моделирования;
формирование общих способов интеллектуальной
деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении
овладение математическими знаниями и умениями,
необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных
общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в
повседневной жизни;
создание фундамента для математического развития,
формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Общая характеристика курса
Программа основного общего образования задает
перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В
программе по математике сохранена традиционная для российской школы ориентация
на фундаментальный характер образования, на освоение школьниками
основополагающих понятий и идей, таких, как число, буквенное исчисление,
функция, геометрическая фигура, вероятность, дедукция, математическое
моделирование. Настоящая программа включает материал, создающий основу
математической грамотности, необходимой как тем, кто станет учеными,
инженерами, изобретателями, экономистами и будет решать принципиальные задачи,
связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет сферой непосредственной
профессиональной деятельности.
Вместе с тем подходы к формированию содержания
школьного математического образования претерпели существенные изменения, отвечающие
требованиям сегодняшнего дня. В
программе основного общего образования по математике иначе
сформулированы цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в
преподавании; в нее включена характеристика учебной деятельности учащихся в
процессе освоения содержания курса.
Система математического образования в основной
школе должна стать более динамичной за счет вариативной составляющей на всем
протяжении второй ступени общего образования. В
программе по математике предусмотрено значительное увеличение активных
форм работы, направленных на вовлечение учащихся в математическую деятельность,
на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта,
приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения,
доказательства. Наряду с этим в ней уделяется внимание использованию
компьютеров и информационных технологий для усиления визуальной и
экспериментальной составляющей обучения математике.
В основе содержания обучения математике лежит
овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной,
организационной и общекультурной. В соответствии с этими видами компетенций
нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития
учащихся средствами предмета математика.
Предметная компетенция. Здесь под предметной компетенцией понимается
осведомленность школьников о системе основных математических представлений и
овладение ими основными предметными умениями. Формируются следующие образующие
эту компетенцию представления: о математическом языке как средстве выражения
математических законов, закономерностей и т.д.; о математическом моделировании
как одном из важных методов познания мира. Формируются следующие образующие эту
компетенцию умения: создавать простейшие математические модели, работать с ними
и интерпретировать полученные результаты; приобретать и систематизировать знания
о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения
для решения многих жизненных задач.
Коммуникативная компетенция. Здесь под
коммуникативной компетенцией понимается сформированность умения ясно и четко
излагать свои мысли, строить аргументированные рассуждения, вести диалог,
воспринимая точку зрения собеседника и в то же время подвергая ее критическому
анализу. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения: извлекать
информацию из разного рода источников, преобразовывая ее при необходимости в
другие формы (тексты, таблицы, схемы и т.д.).
Организационная компетенция. Здесь под организационной компетенцией понимается
сформированность умения самостоятельно находить и присваивать необходимые
учащимся новые знания. Формируются следующие образующие эту компетенцию умения:
самостоятельно ставить учебную задачу (цель), разбивать ее на
составные части, на которых будет основываться
процесс ее решения, анализировать результат действия, выявлять допущенные
ошибки и неточности, исправлять их и представлять полученный результат в форме,
легко доступной для восприятия других людей.