Обществознание
Программа основного общего образования по
обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего
образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые
подлежат обязательному изучению в основной школе. В программе основного общего
образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы
ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной
школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о
влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие,
интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате
комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология,
культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии.
Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание»,
многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают
интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.
«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание
учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на
пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в
рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия
содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены
познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового
возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в
курсе по обществознанию в старших классах.
Цели обществоведческого образования в основной школе
состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
воспитанию общероссийской идентичности,
патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее
социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее
духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к
личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины
общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию
для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися
тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека
и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для
участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения
полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной
жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для
осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного
поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в
основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.