География
Программа по географии для основной школы
составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и
Требований к результатам основного общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте общего образования
второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы
развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,
соблюдается преемственность с программой
начального общего образования.
Целями изучения географии в основной школе являются:
1)
формирование
системы географических знаний как компонента научной картины мира;
2)
познание на
конкретных примерах многообразия современного географического пространства на
разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать
географическую картину мира;
3)
познание
характера, сущности и динамики главных природных, экологических,
социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в
географическом пространстве России и мира;
4)
понимание
главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его
развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования,
осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
5)
понимание
закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в
связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами,
зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий
проживания;
6)
глубокое и
всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее
географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности
природопользования в их взаимозависимости;
7)
выработка у
обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а
также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей
практической деятельности;
8)
формирование
навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в
окружающей среде.
Общая
характеристика курса
В системе основного общего образования география —
единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает
многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного
знания.
Это позволяет формировать у учащихся:
1)
комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном
пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и
хозяйства людей в разных географических условиях;
2)
целостное
восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных
компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных
территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Школьный курс географии призван также
способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
География в основной школе — учебный предмет,
формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении
населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях
главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов,
протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и
природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса
осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География
Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические
разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются
знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей,
об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии,
климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния
природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых
знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы
материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях
их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе
российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей
важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование
географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на
основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех
основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
В соответствии с
учебным планом курсу географии на
ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и
«Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению
к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.
В свою очередь, содержание курса географии в
основной школе является базой для изучения общих географических
закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом,
содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе
непрерывного географического образования и является основой для последующей
уровневой и профильной дифференциации