Биология
Программа по биологии для основной школы составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам
основного общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также
учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается
преемственность с программами начального
общего образования.
Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем
содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в
любой рабочей или авторской программе.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на
нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на
уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и
старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением
социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением
характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы
получения информации порождают ряд особенностей развития современных
подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития
подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения
биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому
они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического
образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир
культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или
иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых
в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе
познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической
науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ü ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и
других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
ü развитие познавательных мотивов, направленных на
получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования
природы, формированием интеллектуальных умений;
ü овладение ключевыми компетентностями:
учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,
коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к
эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на
формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой
природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор
содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной,
нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и
собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных
линий:
1)
многообразие
и эволюция органического мира;
2)
биологическая
природа и социальная сущность человека;
3) уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы»,
«Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых
организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных,
грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе
эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми
акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных
представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе
эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как
биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах
жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности,
роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено,
во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено
учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству
школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими
закономерностями. Содержание данного раздела может изучаться в виде
самостоятельного блока или включаться в содержание других разделов; оно не
должно механически дублировать содержание курса «Общая биология» для 10—11
классов.
В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего
образования предшествует курс естествознания, включающий интегрированные
сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. По отношению
к курсу биологии данный курс является пропедевтическим, в ходе освоения его
содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях,
животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Помимо этого, в курсе естествознания рассматривается ряд понятий,
интегративных по своей сущности и значимых для последующего изучения
систематического курса биологии: энергия, тела и вещества, неорганические и
органические вещества, молекулы, агрегатные состояния вещества, испарение,
конденсация, почва и др. Опираясь на эти понятия, учитель биологии может более
полно и точно с научной точки зрения раскрывать физико-химические основы
биологических процессов и явлений, изучаемых в основной школе (питание,
дыхание, обмен веществ и превращение энергии, фотосинтез, эволюция и т. д.).
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе, включающее
сведения о многообразии организмов, биологической природе и социальной сущности
человека, служит основой для изучения общих биологических закономерностей,
теорий, законов, гипотез в старшей школе, где особое значение приобретают
мировоззренческие, теоретические понятия.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное
неотъемлемое звено в системе непрерывного биологического образования, являющееся
основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.