Химия
Программа по химии для основной школы составлена
на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к
результатам основного общего образования, представленных в федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
соблюдается преемственность с
программами начального общего образования.
Целями изучения химии в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и
понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого
человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать
факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями
оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и
обосновывать собственную позицию;
2) формирование у обучающихся целостного
представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной
картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности —
природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания;
3) приобретение обучающимися опыта разнообразной
деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых
компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки
информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества,
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Общая характеристика курса
Особенности содержания обучения химии в основной
школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ,
зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,
исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях
получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли
отражение основные содержательные линии:
1)
вещество —
знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических
свойствах, биологическом действии;
2)
химическая
реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства
веществ, способах управления химическими процессами;
3)
применение
веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые
наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в
промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
4)
язык химии —
система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются,
номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и
тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода
информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного
курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не
по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных
представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических
реакций», «Многообразие веществ».
Особенности содержания курса «Химия» являются
главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот
предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин, поскольку
для его освоения школьники должны обладать не только определенным запасом
предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым
абстрактным мышлением.