Музыка
Программа по музыке составлена на основе
Фундаментального ядра содержания общего среднего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа является базовой, т. е. определяет содержание учебного курса «Музыка»
для основной школы, которое должно быть представлено в любой рабочей программе.
Изучение музыки в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
–
формирование
музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
–
развитие и
углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной
памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
–
развитие
творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности
(слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое
движение, импровизация и др.).
Общая характеристика курса
Особенности содержания курса «Музыка» в основной
школе обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления,
задачами художественного образования и воспитания и многолетними традициями
отечественной педагогики. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным
искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного
эстетического опыта. Содержание изучения музыки представляет собой неотъемлемое
звено в системе непрерывного образования.
В основной школе происходит становление и развитие
динамической системы ценностных ориентаций и мотиваций. При изучении музыки
закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов
творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных
образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся,
приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем.
Изучение предмета строится по принципу
концентрических возвращений к основам музыкального искусства, изученным в
начальной школе, их углублению и развитию. В процессе восприятия музыки
происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к
восприятию чужого опыта, осознания богатства мировой музыкальной культуры,
становление собственных творческих инициатив в мире музыки.
Личностное, коммуникативное, социальное развитие
учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной,
художественно-творческой деятельности.
Изучение музыки дает возможность реальной
интеграции со смежными предметными областями (историей и обществознанием,
русским языком и литературой, изобразительным искусством, мировой
художественной культурой). Возникает также возможность выстраивания системы
межпредметных и надпредметных связей, интеграции основного и дополнительного
образования через обращение к реализации художественно-творческого потенциала
учащихся, синтезу обучения и воспитания, реализуемому в
проектно-исследовательской деятельности на материале музыкального искусства.
Основными содержательными линиями при изучении
курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной
выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество;
особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое
многообразие музыки ХХ столетия; взаимосвязь классической и современной музыки
с другими искусствами как различными способами художественного познания мира.
Основными видами учебной деятельности школьников
являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,
музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.
Минимальные требования к содержанию учебного предмета Музыка составляют доступные сведения о музыке и особенностях музыкально-творческой направленности основных видов деятельности: слушание музыки, вокально-хоровая деятельность, импровизация, элементарное музицирование, развитие чистого интонирования