Изобразительное искусство (Рисование)
Изучение изобразительного искусства в основной
школе представляет собой продолжение начального этапа
художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым
звеном в системе непрерывного образования. Особенности содержания обучения
изобразительному искусству в основной школе обусловлены спецификой искусства
как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а
также многолетними традициями отечественной педагогики.
Большой вклад в достижение главных целей основного
общего образования вносит изучение изобразительного искусства, которое направлено:
на развитие
образного восприятия визуального мира и освоение способов художественного,
творческого самовыражения личности;
на
гармонизацию эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности
как основу формирования целостного представления о мире;
на развитие
способностей к художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире;
на подготовку
обучающегося к осознанному выбору индивидуальной образовательной или
профессиональной траектории.
Общая характеристика курса
Программа по изобразительному искусству
разработана с учетом логики учебного процесса общего среднего образования,
межпредметных и внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся
эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных образов,
реализации художественно-творческого потенциала учащихся на материале
изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу концентрических
возвращений к основам изобразительного искусства, изученным в начальной школе,
их постоянного углубления и более широкого раскрытия.
Изучение изобразительного искусства в основной
школе направлено на формирование морально-нравственных ценностей, представлений
о реальной художественной картине мира, и предполагает развитие и становление
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с
рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других предметах учебной
программы, обеспечивает становление целостного мышления учащихся. Заложенные в
начальной школе навыки эмоционально-ценностных отношений, эстетического
восприятия мира и художественно-творческой деятельности должны обрести новое
качество. Ведущими подходами при изучении предмета являются деятельностный и
проблемный. Особое значение приобретает формирование основ критического
мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства,
понимания роли искусства в жизни общества.
Изучение изобразительного искусства дает
возможность реальной интеграции со смежными предметными областями (музыка,
история и обществознание, русский язык и литература). Возникает также
возможность выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей,
интеграции основного и дополнительного образования через обращение к реализации
художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и воспитания,
реализуемому в проектной деятельности. Творческая деятельность с использованием
художественных материалов и техник может быть дополнена творческими проектами
на основе компьютерных мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и
т. п.
Обучение детей изобразительному искусству должно
быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.