Физическая культура
Формирование личности, готовой к активной творческой
самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель
развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая
образовательная область учебного плана
ориентируется на достижение этой главной цели.
Цель школьного образования по физической культуре — формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный
процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников
в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и
психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической
культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических
качеств и повышение функциональных возможностей организма;
формирование культуры движений, обогащение
двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей
направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их
истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в
физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности,
самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм
коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной
деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования
школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем
предметном содержании направлена на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в
основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными
особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса
(спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными
климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские,
малокомплектные и сельские школы);
реализацию принципа достаточности и сообразности,
определяющего распределение учебного материала в конструкции основных
компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей
формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил от известного к
неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования
учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в
практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя
во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу
формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие
взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в
ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и
физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.