Технология
Рабочая программа по
технологии составлена на основе авторской программы «Технология: программа: 5-8
классы» А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, - М.: Вентана- Граф, 2015г., соответствует
требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (ФГОС ООО) по технологии.
Цели изучения предмета «Технология» в
системе основного общего образования
Основными целями изучения учебного
предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
формирование представлений о составляющих
техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
освоение технологического
подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной
деятельности;
формирование
представлений о технологической культуре производства,развитие культуры труда
подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды
технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых
продуктов труда;
становление системы
технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских
и патриотических качеств личности;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми
(безопасными)приёмами ручного и механизированного труда с использованием
распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления
отдельными видами бытовой техники;
овладение общетрудовыми и
специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов
труда, ведения домашнего хозяйства;
развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
формирование у
обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности; воспитание трудолюбия, бережливости,
аккуратности,целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за
результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда;
воспитание гражданских и патриотических
качеств личности; формирование
профессионального самоопределения школьников в условиях рынка труда,
гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально
обоснованных ценностных риентаций.
применение в практической деятельности знаний, полученных при изучении
основ наук.
Одной из важнейших задач при обучении в
основной школе на второй ступени технологического образования является
подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и
профессионального пути. Общие результаты технологического образования состоят:
● в сформированности
целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных
школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
● в приобретенном опыте разнообразной
практической деятельности, познания и самообразования; созидательной,
преобразующей, творческой деятельности;
● в формировании ценностных ориентаций в сфере
созидательного труда и материального производства;
● в готовности к осуществлению осознанного
выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Общая характеристика учебного предмета "Технология" Обучение
технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и
использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной
сферы. Учитывая интересы и склонности учащихся, возможности школы и местные
условия содержание программы по технологии изучается в рамках направления
"Индустриальные технологии". Независимо от изучаемых технологий
содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным
образовательным линиям: культура,
эргономика и эстетика труда;
· получение, обработка, хранение и
использование технической и технологической информации; основы черчения, графики и дизайна;
· элементы домашней и прикладной экономики,
предпринимательства;
· знакомство с миром профессий, выбор
обучающимися жизненных,профессиональных планов;
влияние технологических
процессов на окружающую среду и здоровье человека;
· творческая, проектно-исследовательская
деятельность;
· технологическая культура производства
;· история,
перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
· распространённые технологии современного
производства;
· В результате
изучения технологии, обучающиеся ознакомятся:
с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда,
технологической культурой производства;
функциональными и стоимостными
характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции,
экономией сырья, энергии, труда;
элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской
деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом; экологическими требованиями к технологиям,
социальными последствиями применения
технологий; производительностью труда,
реализацией продукции;
· устройством, управлением и обслуживанием
доступных и посильных технико-технологических средств производства
(инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков,
машин); предметами потребления,
материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом,
конструкцией;
методами обеспечения
безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
информационными технологиями в производстве и
сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
основными методами и средствами преобразования и использования
материалов, энергии, информации, объектов социальной и природной среды,
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
умением распознавать и
оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
умением выбирать инструменты, приспособления и
оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных
источниках, в том числе с использованием компьютера;
навыками чтения и составления конструкторской
и технологической документации, измерения параметров технологического процесса
и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования
объекта труда и технологии с использованием компьютера;
навыками подготовки, организации и
планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов
и условий, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места с
соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами,
приспособлениями, оборудованием;
навыками выполнения технологических операций с использованием ручных
инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
умением разрабатывать
учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с
использованием освоенных технологий;
умением соотносить личные потребности с
требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным
качествам человека.
Каждый компонент программы включает в себя
основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда. При этом
предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими
работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. В
программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Основной формой обучения является
учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются
упражнения, учебно-практические работы, метод проектов. Все виды практических
работ в программе направлены на освоение различных технологий обработки
материалов. Учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой
объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности
рекомендуемых в программе технологических операций. При этом он должен
учитывать посильность объекта труда для учащихся соответствующего возраста, а
также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания
обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе
использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при
проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике
свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин
и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении
технологий традиционных промыслов. Отбор содержания программы, выбор методики
обучения произведен на основе реализации деятельностно-параметрического
подхода, суть которого заключается в следующем: при разработке или выборе
конструкции изделия, технологии ее обработки, наладке оборудования,
приспособлений или инструментов, а также в процессе его изготовления каждый
параметр качества детали (шероховатость, форма, размеры, угол) выступает для
учащихся как специальная задача анализа, выполнения и контроля.